Мощность и крутящий момент определение, которых мы изложим в данной статье, являются одними из главных характеристик автомобиля. Мощность понятна практически каждому автомобилисту, большинство, к примеру, многие знают, что 100 лошадиных сил вполне хватит для бюджетного хатчбека, а вот крутящий момент понятен далеко не каждому. Мощность характеризуется скоростными качествами автомобиля – чем мощность выше, тем выше возможно развить скорость. В автомобильном мире мощность измеряется лошадиными силами. Но мощность авто – это не постоянная величина, которая находиться в прямой зависимости от оборотов. Иными словами на низких оборотах задействуется далеко не весь “лошадиный табун” скрытый под капотом, а лишь определенная его часть.
Мощность и крутящий момент. Определение
Таким образом, для бензиновых двигателей у большей части современных авто, максимальную мощность (указанную в паспорте) можно достичь только при 5000-6000 оборотах за минуту, и 3000-4000 для дизельных. Но при повседневной езде по городу обороты двигателя обычно ниже, а значит – мощность тоже. Теперь представьте: вам нужно ускориться для обгона – вы жмете на педаль, но обнаруживаете, что “машина не едет”. В чем здесь причина? А причина заключается в крутящем моменте (КМ).
Крутящий момент – определение. КМ – это произведение силы на рычаг, к которому эта сила приложена. Мкр = F х L. В ньютонах измеряется сила, а в метрах измеряется рычаг. 1Hm – крутящий момент, создаваемый силой в 1H, которая приложена к рычагу длиной в 1м. Роль рычага в двигателе внутреннего сгорания играет кривошип коленчатого вала. При сгорании топлива рождается сила, она воздействует на поршень, через него и создавая крутящий момент. По контексту этой статьи крутящий момент является величиной, которая определяет, как быстро двигатель в состоянии набрать полную мощность. Нетрудно понять, что именно данная величина характеризует динамику разгона.
Как и мощность, для определенных оборотов двигателя указывается максимальный крутящий момент. Наиболее важным параметром здесь является не сама величина момента, а обороты, на которых этот момент достигается. К примеру, при спокойной езде (примерно 2000-2500 оборотов в минуту) для резкого ускорения наиболее предпочтителен двигатель, у которого КМ достигается на маленьких оборотах: нажал на педаль – машина выстрелила.
Общеизвестно, что не самый большой КМ развивают серийные бензиновые двигатели, кроме этого максимальное значение достигается лишь на средних оборотах (как правило, 3000-4000). Но зато такие двигатели способны раскручивать до 7000-8000 оборотов в минуту, а это дает им возможность развивать достаточно большую мощность. “Тихоходные дизели” напротив, в противоположность этим моторам, развивают не больше 5000 оборотов в минуту, но обладают впечатляющим моментом, который доступен почти с самых “низов”, однако в максимальной мощности они проигрывают.
Напоследок немного математики, можно рассчитать мощность двигателя по следующей формуле:
P = Mкр*n/9549 [кВт]. Mкр – это КМ двигателя (Hm), n – это обороты (об/мин) коленчатого вала двигателя. Чтобы получить лошадиные силы полученный результат нужно умножить на коэффициент 1.36. По практике известно, что мощность по большей части зависит от оборотов, так как данную величину “легче нарастить”, нежели КМ.
Мощность важна для максимальной скорости, а момент – для ускорения. Важной характеристикой при этом являются обороты, на которых КМ максимален, т.е. на которых достигается максимальное ускорение.